Лист самооценки ученика по ФГОС

 Оценочный лист ученика по ФГОС (лист самооценки) 


В свете требований новых ФГОС школьники должны уметь адекватно оценить свою деятельность, делать правильные выводы, анализировать ошибки, определять способы улучшения своих результатов. В этом им помогает оценочный лист. Что такое оценочный лист ученика по ФГОС, как должен составляться лист самооценки в начальной школе, где взять образец оценочного листа ученика, вы узнаете из этой статьи. 


Согласно новым образовательным стандартам, школьники должны получать не только научные знания и практические навыки. Важно, чтобы молодые люди осознавали свои личностные качества, возможности, недостатки, ошибки. Обществу нужны самостоятельные, ответственные, инициативные люди с широким кругозором и высокими способностями к обучению. Оценивание себя и своих достижений необходимо для правильного развития. Выработать способность к самоанализу помогают оценочные листы учеников. 

Работу с листом самооценки можно назвать новым инструментом диагностики и контроля результатов обучения в школе. Данная форма контроля помогает: 

  • наблюдать за достижением учащимися предметных и межпредметных результатов; 

  • своевременно обнаруживать затруднения у отдельных школьников в учёбе, освоении материала, совместной деятельности в классе; 

  • контролировать учебные и воспитательные процессы; 

  • оперативно реагировать и корректировать стратегию обучения; 

  • создать возможность взаимодействия с родителями школьников. 

Используются четыре основных вида контроля знаний: 

  • Стартовый. Выполняется в начале учебного года до изучения новых тем. Выявляет реальный уровень подготовки школьников, готовность к усвоению нового материала. 

  • Тематический (промежуточный). Проводится по результатам изучения новой темы. 

  • Контроль динамики индивидуальных достижений, накопление портфолио. 

  • Итоговый. Проводится в конце учебного периода (четверти, года) как комплексная проверка результатов. 

Некоторые педагоги противопоставляют оценочный лист итоговой контрольной. Это разные инструменты оценивания достижений учащихся, которые могут применяться параллельно. 

На сегодняшний день традиционная система оценивания считается несовершенной. Она не привязана к возрастным особенностям учащихся. Получать хорошие отметки за текущие и контрольные работы ученик может, будучи исполнительным, но безынициативным. Он выполняет задания по аналогии с изученными ранее образцами, не умеет выявлять пробелы в знаниях, не ищет возможности их заполнения. 

Но именно в школьный период у человека формируется умение самостоятельно осваивать новые знания, трезво выделять имеющиеся возможности и адекватно оценивать свои достижения. Чтобы в ребёнке развивалась личность с активной жизненной позицией, педагоги должны поддерживать и всячески поощрять его инициативность. 

Введение в учебный процесс оценочных листов помогает перевести учащихся из категории исполнителей на уровень активных участников образовательного процесса. Школьники взаимодействуют с учителем и коллективом одноклассников, несут ответственность за свои решения. Их самоанализ до выставления учительской оценки становится обязательной частью учебной деятельности. 

Лист самооценки ученика на уроке по ФГОС способствует мотивации учеников к учёбе, усиливает их заинтересованность в получении более высоких результатов. Во время заполнения листа ученик проводит анализ. Он делает объективные выводы о своей работе и уровне знаний. Школьники участвуют в контроле знаний. Они сами решают, какое задание далось легко, а какое трудно. Что следует сделать, чтобы улучшить собственные результаты. Над чем следует ещё поработать. 

На основе оценочных листов учитель корректирует план уроков. Он видит, сколько ещё времени нужно выделить для повторения пройденных материалов и когда следует перейти к новым. Учебный процесс становится интересным для школьников. Он помогает корректно сравнивать прежние и новые результаты, критически мыслить, системно анализировать, планировать свою учебную деятельность.   

Лист самооценки на уроке в начальной школе 

Образование в начальной школе служит базовой основой интеллектуального и психологического роста детей. Именно в первые годы школьного обучения ребёнок развивается как личность. Он обретает навыки адаптации в социуме, учится нормам поведения, этики, культуры. У него формируется стремление к получению знаний и навыков, активной коммуникации со сверстниками и взрослыми. 

Лист самооценки на уроке в начальной школе нацелен именно на личностное развитие детей. При оценивании самостоятельной, парной, групповой деятельности ребёнок даёт оценку в первую очередь себе, и лишь частично одноклассникам. Именно в это время ребёнок воспринимает себя личностью, понимает важность своей работы в классе. У него впервые формируется умение учиться. 

Младшим школьникам обычно трудно воспринимать критерии школьной оценки. Особенно тяжело реагируют на такую оценочную систему первоклассники. Хотя воспитатели ДОУ готовили ребёнка к переходу на школьное обучение, реальность оказывается не такой, как он ожидал. Нередко он чувствует разочарование из-за неоправданных представлений о школе, появления низких отметок на фоне высоких отметок у других учеников в классе. Школьник не понимает, почему сложилась такая ситуация, и расстраивается. 

Но когда учитель предлагает оценить себя самостоятельно, ребёнок получает возможность посмотреть на себя и свою деятельность со стороны. И если ему это удаётся, он понимает, что должен сделать для получения более высоких отметок. Оценка своих знаний, умений, способностей, целей – это ступенька к дальнейшей самореализации. Чем раньше школьник научится пользоваться оценочным листом, тем успешнее будет его развитие. 

Смысл приучения к самооценке состоит в воспитании самоконтроля, формировании способностей к самоанализу, внимательному рассмотрению собственной деятельности и самостоятельному поиску путей развития успехов. Со временем школьник учится планировать учебную деятельность, по необходимости корректировать или менять планы, применять разные способы диагностики своего образовательного труда. 

Отвечая в конце урока на вопросы оценочного листа, школьники самостоятельно подводят итоги своей работы. Анализируя знания и умения, которые они приобрели на занятии, ученики видят свои сильные стороны и выявляют моменты, над которыми нужно ещё потрудиться. 

Семи-и восьмилеткам нелегко сразу разобраться в себе и своих ощущениях. Поэтому в первом классе им предлагаются простые вопросы с возможностью выбора правильного ответа. Оценочный лист для первоклассников служит начальным этапом развития критического мышления и навыков самоанализа. Если урок организован правильно, учащиеся относятся к нему позитивно. А урок самостоятельного контроля полученных знаний мотивирует их на стремление к дальнейшей познавательной деятельности. 

Благодаря оценочным листам из уроков вытесняются стрессовые моменты. Зато появляется положительное отношение к контролю своих знаний, заинтересованность в их получении и углублении. В дальнейшем, благодаря умению себя оценивать, школьники быстрее научатся ставить перед собой цели, повышать мотивацию, формировать необходимую для успешной учёбы модель поведения. 

Помогает оценочный лист и в более успешной социализации. При заполнении листа по групповой работе ученик одновременно оценивает своё «я», коллективное «мы», результат выполнения задания в группе. Школьник выделяет уровень своего комфорта при совместной работе с одноклассниками, определяет появление и способы преодоления сложностей, выделяет помощь товарищей и товарищам. Он может определить уровень достижения поставленной цели. 

В первом классе оценочный лист формируется на одно задание. Чем старше становятся дети, тем более сложным и дифференцированным составляется лист. В силу возрастного развития ученики могут принимать во внимание больше критериев, а значит, более точно выставить себе оценку. От учителя требуется, чтобы критерии были максимально чёткими и простыми для понимания. 

Чтобы работа с листами самооценки была наиболее полезной и эффективной, следует придерживаться следующих принципов: 

  • Систематически использовать листы параллельно с традиционным выставлением отметок. 

  • Сделать плановые результаты учебной деятельности критериями для самооценки. 

  • Ознакомить учеников со списком критериев заранее, чтобы они максимально активно включались в процесс. 

  • Выставлять оценку только результатам деятельности. 

  • Помогать ученикам в правильной самооценке. 

  • Использовать различные системы оценки, чтобы выбрать самую эффективную. 

  • Разъяснять учащимся и родителям суть и методы системы оценивания.

Оценочные листы для первоклассников отражают наблюдения за развитием основных навыков: чтения, письма, пересказа, творчества, умения выполнять предложенные задания и коммуницировать с окружающими. Образец оценочного листа учащегося ФГОС не регламентирует форму и содержание листа самооценки. Его можно составить по готовым вариантам. Образец оценочного листа учащегося общеобразовательной школы можно скачать на нашем сайте.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65491-qqq-18-m8-otsenochnyy-list-fgos-v-ramkah-kontrolya-i-samokontrolya-protsessa-obrazovaniya 


Ещё материалы

http://www.sosh35.edubratsk.ru/files/Sbornik-ocenochnih-listov.pdf


http://school2.uomur.org/wp-content/uploads/Сборник-инструменты-самоанализа.pdf


https://school32.edu.yar.ru/sbornik_rekomendatsiy_po_primeneniyu_formiruyuschego_otsenivania.pdf


https://86sch-svetlyii.hmansy.eduru.ru/media/2019/12/09/1265415948/List_samoocenki_uchenika_na_uroke.pdf



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.